Как открыть ресторан в Италии
История создания собственного бизнеса в Италии
Предыстория
Большую часть своей жизни я посвятил военной службе и службе в полиции в отделе по борьбе с наркотиками. На тот момент я был женат, супруга занималась ювелирными украшениями и сотрудничала с Италией и Турцией. Когда она возвращалась из Италии, рассказывала замечательные истории и говорила, как ей там нравится. Мне тоже очень хотелось все это увидеть, но по причине службы не было возможности выехать за границу. Когда служба закончилась, я загорелся идеей поехать в Италию и, возможно, открыть какой-то бизнес. Изначально я не планировал переезжать за границу на ПМЖ, это получилось само собой.

Сейчас мне 41, а в 37 лет я ушел на пенсию как военный. Я пытался найти работу в Москве, но не получалось ни через друзей, ни через знакомых. С огромным опытом оперативной службы, с образованием военного переводчика (я закончил факультет восточных языков военного университета, знаю арабский и английский) и с хорошим резюме я оказался никому не нужен. Было обидно, что Россия повернулась ко мне спиной. Тогда я подумал, что 20 лет отслужил, выполнил свой долг, а сейчас могу пожить для себя.

До пандемии жена ездила в Италию по вопросам своего бизнеса, я стал ездить вместе с ней и смотреть на жизнь Италии изнутри.
Икра. Начало бизнеса
Мы решили вывести на итальянский рынок красную, желтую, копченую икру и открыли небольшую фирму. Сделали визитки, буклеты, пробники разных сортов и «ринулись в бой». За целый год у супруги появились здесь друзья и знакомые, мы стали ездить с севера на юг и с юга на север. Мы продавали икру всем, кому только можно. Например, друзьям-рестораторам, их это заинтересовало. Так продолжалось довольно долго, ведь надо было всё объяснить и убедить их попробовать, чтобы они могли сделать свои выводы. В Италии по икре с ума не сходят, но поработать с этим интересно. С этого все и началось.
Открытие своего ресторана
Мы поняли, что страна нам нравится, мы молодые и можем начать всё сначала. В начале 2019 года нам пришла другая мысль.
Мы решили открыть в Италии русский ресторан, в котором будет в том числе и итальянская кухня. Особенность в том, что в блюдах будет разнообразная икра. Мы посоветовались с итальянцами и решили, что в Италии такого еще нет, это будет интересно. Нашли инвесторов в Москве, так как для этого дела нужны были немалые вложения. Договорились платить пополам, но они вложили чуть больше половины. Мы занялись поисками места для ресторана. Юг не рассматривали совсем, потому что это довольно специфическая сторона: другой диалект, хитрые и неблагонадежные люди. Так сложилось, что «костяк» друзей и знакомых был на севере. Мы рассматривали разные города и места, интересовались не ресторанами в чистом виде, а ресторанами в отелях. Вот на что замахнулись. Посмотрели много помещений, но аренда стоила сумасшедших денег. Сначала мы разочаровались, что не сможем все потянуть. Но в один прекрасный день спросили себя, а почему мы так ухватились за ресторан с отелем? Начать стоит с обычного маленького ресторана, а идею с отелем пока оставить.
Мы поехали к нашему другу итальянцу, у которого в Италии свой серебряный заводик и магазины. Пообедали, пообщались. Он посоветовал съездить к знаменитому озеру Гарда, одному из самых известных в Европе. В этот же день мы приехали к озеру и просто ахнули! В тот момент мне показалось, что перед нами Малибу: пальмы, огромное озеро, похожее на треугольник. А вокруг треугольника много курортных городов. Я сказал, что это место – точно наша зона. Здесь туристы со всего мира, а значит – в ресторан будет поток гостей.
Сначала мы нашли место в одном городке, но цена за аренду была достаточно высокая. Потом приехали в другой довольно старинный город — Сирмионе, зашли в агентство и спросили, есть ли у них что-то на примете. Как оказалось – есть именно под ресторан. Мы сразу поехали смотреть помещение. Да, действительно интересное место, которым не пользовались около 5 лет, потому что владелица не соглашалась продать его тем, кто ей не нравился визуально. На тот момент мы произвели на неё впечатление, хорошо с ней поговорили и рассказали идею ресторана. Цена была замечательная, поэтому мы сразу сообщили инвесторам, что нашли место. У нас уже был знакомый бухгалтер, который согласился с нами работать и помог открыть в Италии фирму. Мы оформили документы, придумали название… Инвесторам было важно самим увидеть место, поэтому через какое-то время мы встретили их в Италии. Я снял большой микроавтобус, показал озеро, окрестности. Мы сидели в ресторанах и рассказывали о красотах региона. Инвесторам все понравилось, они оценили место рядом с озером. Правда, это был не сам центр, где есть своя мафия и куда просто так не пробьешься. Но в целом, всё довольно неплохо.
Надо было вернуться в Москву и заключить контракт, подписать все документы. Мы подготовили все необходимое для переезда в Италию, забрали нашу кошку и решили, что тащить все вещи за собой нет никакого смысла. Наконец мы переехали в Италию.
Итальянский городок рядом с озером Гарда
Итак, наш будущий ресторан находился в Сирмионе, а в 10 минутах езды от него есть один из известных портовых городков. С одной стороны, он безумно красивый, в нем живут довольно богатые люди. Но с другой, слава у него была не очень хорошая: наркотики, клубы. С приходом нового мэра все поменялось, но, как говорится, тень осталась. Но мы решили снять в этом городке квартиру, он действительно нам понравился.
Подготовка ресторана к открытию в Италии
На тот момент мы плохо владели итальянским языком, местная переводчица помогала общаться с людьми и заводить новые связи. Большое ей спасибо. Так начался этот долгий процесс. Ресторан был никакой: везде паутина, ржавчина, трава на веранде. Можно сказать, делали всё с нуля. Мы были уверены, что двух месяцев хватит и в весенне-летний период мы откроемся, но потом столкнулись с огромными трудностями. Во-первых, итальянцы очень ленивые работники, их график – час работы и два часа отдыха. Другие работники из Черногории и Сербии оказались ненадежными товарищами и хитрыми людьми, постоянно обманывали.
Очень затянулся процесс поиска людей, которые должны были сделать ремонт в нашем ресторане. Мы долго думали, нанимать ли итальянскую фирму, которая делает все под ключ, или же отдельных работников. Просчитывали, как будет лучше и выгоднее, чтобы не потратить много денег. Мы так и не поняли, какой вариант лучше и по итогу наняли 4-5 человек, которые познакомились друг с другом только на площадке. Получилось так, что все были индивидуальными предпринимателями и каждый занимался своим делом. С каждым из них надо было договариваться, решать проблемы. Кто-то заболел, кто-то из итальянских работников неожиданно ушел в отпуск на месяц, предупредив нас уже после отъезда. Серб, занимающийся потолками, просто исчез на две недели. Ремонт превратился в ад.
Мы начали закупать все необходимое, но даже здесь возникли трудности. Пока идет ремонт, невозможно везти всё купленное в ресторан. Заказали барную стойку – продавцы топают ногами, почему не забираем, мол, мешает им. Подгоняли нас и говорили, что тоже уходят в отпуск. Волосы вставали дыбом, потому что каждый день что-то случалось. Работники говорили о каких-то новых подводных камнях, например, что с проводкой что-то не так, не могут подключить. Мы очень переживали и уже не думали, что откроемся под Новый год, хотя начали в апреле. Постоянно нужны были новые деньги, приходилось брать кредиты в России. Было очень тяжело.
Permesso di soggiorno
Мы решили делать permesso di soggiorno, проверили информацию и поехали в МФЦ. Всё это время мы находились в Италии по туристическим визам. Антонио – знакомый нашей переводчицы – сказал, что у жены просрочена виза на огромный период, то есть она находится в стране уже нелегально. На тот момент мы думали, что виза на 90 дней обнуляется тогда, когда куда-то уезжаешь из страны, например, в Москву. А когда возвращаешься – снова можешь находиться в Италии 90 дней. Как оказалось, эти 90 дней даются на все 3 года. Например, из 3 лет 10 дней в этом году, 20 дней в следующем и 40 дней в третьем году. Вот тебе и всё. Антонио сказал, что permesso di soggiorno могу делать только я. Он помог подготовить документы, необходимые для Москвы, и объяснил, что нужно делать. У меня было всего 3 дня, чтобы съездить в Москву и оформить рабочую визу. Только после этого я могу вернуться в Италию и сделать permesso di soggiorno. Конечно, слабо верилось, что в Москве можно управиться за 3 дня. По совету Антонио я взял сразу обратный билет, который поторапливал бы. Но Москва – это Москва.
Оформление документов в Москве
Когда я пришел в консульство с этими документами, на меня посмотрели удивленными глазами и спросили, в своем ли я уме. По туристической визе открыл бизнес в Италии? Взял ресторан и уже вложил в него все деньги? Сказали, что у них первый такой случай в истории. Обычно люди приходят в консульство с бизнес-планом и объясняют, что хотят открыть. Только после одобрения консульства оформляется рабочая виза. Получить визу было сомнительно, но я начал бороться за неё и пробыл в Москве аж месяц.
Практически каждый день я ходил туда, записывался на прием к итальянскому консулу. У них нет такого, что можно встретиться по личным вопросам, поэтому я записался как для подачи документов. Они поняли обман и, можно сказать, чуть ли не с охраной выставили меня за дверь. Я пришел в пальто и в белой рубашке, а на меня наорали, порвали письмо и вызвали охрану. Было очень обидно, но надо было что-то делать. Через две недели мне позвонили из Консульства и сказали, что могут рассмотреть меня, но необходимо предоставить счет на определенную сумму, которая требуется для открытия ресторана. Конечно, я не мог предоставить этот документ, ведь деньги уже были вложены в ресторан. Потом появился вопрос, могу ли я поговорить с консулом на итальянском или английском языке, после положительного ответа сказали ожидать звонка. Никто не перезвонил, только сообщили, что консул очень занят. Сказали предоставить все бумаги «от и до» об оплате электрики, сантехники, стоимости барной стойки и т.д. Все эти документы распечатали, прислали мне в Москву, а я предоставил в Консульство. Через два дня я пошел туда с замиранием сердца, меня встретила девушка с паспортом и бумагами. Итак, мне дали визу на 290 дней, всей семьей мы были счастливы.
Возвращение в Италию
Я улетел в Италию и через неделю я подал документы на ВНЖ. У моей жены была просрочена виза и исправить это в Москве она никаким способом не могла, поэтому единственным вариантом было подготовить документы, что она хочет переехать и жить со мной. Но для этого надо иметь определенное место жительства и деньги на счету.
Кстати, про собственный бизнес в Италии мы уже говорили с итальянцем в одном из выпусков нашего подкаста «Давай спросим у итальянца», так что можно послушать и открыть для себя еще больше интересных подробностей.
Открытие ресторана
С горем пополам мы открылись к Новому году, пригласили своих инвесторов и близких друзей, без остальных посетителей. Тогда там кое-как работало электричество, но праздник мы отметили уже в ресторане.
Новогодние праздники у них тоже длятся 12 – 14 дней, как и у нас. Работают итальянцы так себе, без особой охоты. С октября до открытия мы отбирали персонал, с которым тоже огромная беда. Очень мало профессиональных поваров, которые были на тот момент уже разобраны ресторанами, кафе и барами. Кто-то просто не хотел работать и отдыхал на новогодних праздниках. Конечно, нам нужны были повар, помощник повара, официанты, персонал. Мы отсмотрели много разных людей: кто-то не нравился сразу, кто-то оказывался с подводными камнями. И в этом нам помогла наша переводчица, потому что в небольшом городке все друг про друга знают. Кто-то из поваров нервный и кидается ножами в персонал, кто-то любит выпивать и держать свою бутылку вина на рабочем месте. С горем пополам нашли всех, кто был нужен.
Италия либо сплачивает людей, либо разводит в разные стороны. Ближе к февралю мы разошлись с моей супругой и решили быть партнерами в ресторане. Она уехала в городок, который находится в другой стороне от ресторана, а я остался на прежнем месте.
После праздников мы начали погружаться в работу, но на тот момент кухня была слабая и не могла работать в полном объеме. Мы долго ждали, пока рабочие раскачаются после праздников и пророют тоннель, чтобы починить электричество. К марту мы были готовы открываться уже для посетителей. Я прекрасно помню 8 марта, мы решили отметить этот праздник.
Начало карантина в Италии
9 марта нам говорят, что начался карантин, и никто не может выйти из дома. Это был такой шок для нас. Для людей, которые столько к этому шли и еще даже не открылись. Было тяжелое время, в Италии была жесткая ситуация: только птицы летали и мышки бегали по земле. На улицах не было ни единой души. И так два с половиной месяца. Я выходил только в магазин, подышать воздухом и бегом-бегом обратно. Полиции было очень много, а штрафы очень большие. Да, был трудный период, но платить персоналу было нужно (хоть и из последних денег), а это серьезные суммы.
Второе открытие ресторана
В мае постепенно все стало открываться, и мы наконец начали работать. Май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь – полгода мы усиленно работали. Но на тот момент привычного потока туристов уже не было. Были небольшие группки туристов: немцы, австрийцы... Все усилия были направлены на итальянцев и на русских, которые проживают в Италии. Русские приходили и спрашивали, где борщ, уха, шашлыки, пельмени. Тогда решили поменять концепцию и сделать так: половина итальянской кухни, половина русской. Включили в меню шашлыки, пельмени, борщ, уху, голубцы. И так мы работали до октября. Наши ожидания не оправдались, получилось заработать лишь 1/3 от предполагаемой суммы, а все уходило на содержание ресторана и зарплату персонала. После ноября снова наступила пандемия, итальянцы испугались еще больше и объявили красную зону. Конечно, все заведения опять закрылись. Обещали открыть Италию под Рождество, Новый год, но и в декабре ничего не изменилось. Все еще больше испугались и запретили выходить из дома на праздники. Мы снова оказались не у дел.
У меня есть и русские друзья, и итальянцы, дружим большой компаний. Мы праздновали Новый год и Рождество вместе, у моего друга-итальянца. Было весело, все проблемы ушли на задний план. Праздновали долго, гуляли на озере, подпольно пили кофе в кафе. Так прошел Новый год, до марта все было без изменений. Уже полгода ресторан закрыт, финансов нет.
С 1 мая в Италии объявили желтую зону из-за митингов рестораторов и владельцев отелей. Митингующие 5 дней подряд были в Риме, в Милане и других городах, сидели на площадях, били ложками в кастрюли. И только тогда правительство задумалось и разрешило заведениям открываться на веранде, а внутрь можно зайти только в туалет или расплатиться на кассе. В этом году весна никак не приходила в Италию, погода была страшная. Например, в прошлом году в апреле ходили в шортах и в футболках. А этой весной постоянно шли дожди, для веранды было очень холодно. Получается, что рестораторы опять остались ни с чем. Опять начались митинги.
С 25 мая разрешили есть внутри ресторана, а с 7 июня отменили комендантский час. Теперь можно работать спокойно. Всё это делается очень неспеша, долго и очень нудно. Совсем недавно в Италию начали прилетать туристы. Постепенно становится веселее, уже появляются очереди в рестораны. И это радует глаз. Италия, конечно, идет минимальными шагами, не как Россия. Думаю, что Италию спасет только туризм.
Инстаграм героя: @dimnekrasoff
Ещё истории тех, кто переехал в Италию: